Рубрики
Без рубрики

Народный обрядовый календарь

Программа для 8 класса

Программа является адаптированной к целям и задачам школы. Курс рассчитан на 34 ч.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново. Это, в первую очередь, относится к нашему прошлому. Что заботило, тревожило, радовало крестьянина, чем он занимался, как трудился, о чем мечтал, рассказывал и пел, что передавал своим детям и внукам?

Календари создавались в разных уголках земли. Славяне не были исключением. Иистари основным занятием русских людей было земледелеи, поэтому культура, масса праздников и обрядов носили земледельческий характер.

Календарь русского крестьянина представлял собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы жизни.

Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года. Крестьянину нужно было, в первую очередь, заботится об урожае, о здоровье семьи и скота, о передаче опыта подрастающему поколению, и все это в буднях и праздниках подчинялось этой главной цели.

Полная зависимость от природы заставила земледельца изучать окружающий мир, примечать «подробности случайностей природы». Это вылилось в целый свод правил, примет, наблюдений.

Народный календарь сохранил языческий взгляд на природу, когда в ней все одухотворено, наделено жизненной силой. Земледелец был уверен, что особой силой воздействия на природу и человека является слово. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой.

Народный месяцеслов дает прекрасную возможность увидеть, услышать, почувствовать всю красоту и емкость фольклорного слова.

Народный праздник всегда имеет глубокий смысл, это проявление форм и видов культуры. Земледельческий праздник давал ощущение полного слияния с природой, утверждал власть человека над ней.

Хочется прожитьс детьми год по народному календарю, глубже заглянуть в обычаи, традации, жизнь наших предков.

1 четверть

Лето-осень

Содержание программного материалаКлячевые понятия. Дополнительный материал.Количество часов
1. Устный народный календарь( провторяемость циклов, связанных с с-х работами). 4 времени года, плавность их перехода.Древние названия месяцев. Пословицы, поговорки о временах года.2 ч.
2. Август – жнивень, разносол. Мокрида. Ильин день. Спасы.Древнее языческое происхождение календарных обрядов. Поговорки, приметы, жнивные песни.2 ч.
3.Осень. Сентябрь – хмурень, ревун. Дожинки. Семен-летопроводец.Жнивные песни. Приметы, обычаи, поговорки.1 ч.
4. Сентябрь. Осенины. Оспожинки. День осеннего равноденствия.Обрядовые песни.1 ч.
5. Октябрь – лиспопад, свадебник. Праздник Покрова. Ярмарки. Параскева Пятница.Свадебные песни. «Бояре», «Ты прощай, прощай, наша подруженька».2 ч.

2 четверть

Осень-зима

Содержание программного материалаКлячевые понятия. Практическая частьКоличество часов
1 Ноябрь-листогной, полузимник. Зимняя Казанская. Дмитровская неделя. Параскева-льняница. Кузьминки. Посиделки.Характеристика осенних и зимних месяцев. Тесная связь трудовой деятельности с природой. Сравнение народного календаря с нашим временем. Загадки, пословицы, поговорки, приметы осенних и зимних дней. Игры «Подушечка», Царевич», свадебные песни.3 ч.
2 Декабрь – студень. Введение. Ярмарки. Юрьев день. Наум – грамотник. Микола зимний. Спиридон – солнцеворот.Лирические песни – ознакомление. Игры.3 ч.
3. Обобщение темы полугодия. 1 ч.

3 четверть

Зима – весна

Содержание программного материалаКлючевые понятия. Дополнительный материалКоличество часов
1. Январь – перелом зимы. Новый год. Святки. Рождество. Крещенье. Татьянин день. Афанасий- ломонос.Характеристика зимних и весенних месяцев и дней года. Народные календарные праздники. Колядки. Обряд посевания. Небывальщины, скоморошины. Ряженые. Обряд колядования. «Королю – королюшке», «Как проть нашего двора» — разучивание. Пословицы, поговорки, загадки. Обряд гадания.3 ч.
2. Февраль – снежень, бокогрей. Тимофей – полузимник. Ефрем Сирин. Сретенье. Вукола – телятник. Власий – скотий бог. Касьян. Праздник Масленицы. 3 ч.
3. Март – протальник. Маремьяна Кикимора. Тимофей – весновей. Авдотья – плющиха. Герасим – грачевник. Сороки.Весенние заклички. Народные весенние праздники. «Жаворонки прилетите», «Кулик, жаворонок» — разучивание. Загадки, поговорки, пословицы о весне.3 ч.
4. Обобщение темы четверти  

4 четверть

Весна – лето

1.Апрель – снегогон, зажги снега. Благовещенье. Иосиф песнопевец. Арина – рассадница. Красная Горка. Зосима – пчельник.Характеристика весенних и летних месяцев и дней в году. Народные весенние и летние праздники. Пословицы, поговорки, загадки о весне, приметы весны.2 ч.
2. Май – травник. Егорьев день. Обряд первого выгона скота. Борис и Глеб – соловьиный праздник. Арина – рассадница. Иов – огуречник. Микола вешний. 2 ч.
3. Июнь- хлеборост. Зеленые Святки. Троица. Фалалей – огуречник. Олена – льняница. Иванов день. Петр – солнцеворот.Пословицы, поговорки загадки. Народные обрядовые летние праздники.1 ч.
4. Июль – макушка лета. Зосима. Аграфена Купальница. Иван Купала. Петров день. Летние кузьминки.Народные обрядовые игры – ознакомление. Купальские песни.1 ч.
5. Обобщение тем года. 1 ч.

Программа для 9 класса

Создаваемый на протяжении веков музыкальный фольклор органично вписывается в современную жизнь. Включение в уроки музыки фольклора позволяет глубже познакомиться с жизнью предыдущих поколений, познать законы природы и жизни, лучше разобраться в современном течении жизни.

Обычаи, обряды, поверья – одна из первых звучащих страниц прошлого России. Именно с этими первыми проявлениями народного творчества пришло к людям искусство, выраженное в театрализованных действах, в поэтическом слове, в инструментальной музыке, в коллективном пении. Веря во всемогущество обрядов и заклинаний, человек искал в них защиту от злых стихийных сил, от бед  напастей, мечтал об урожае и здоровье.

Мы вводим в программу календарно – обрядовые песни и связанные с ними традации.

Природа фольклора предполагает импровизационность, которая развивает фантазию подростка, художественно – образное, ассоциативное мышление, способствует гармоничному сочетанию интонационно – выразительного пения с движением. Народная песня расширяет представление о народном музыкально – поэтическом языке, помогает найти наиболее подходящие для её исполнения варианты.

Программа может быть рассчитана на 2 ч. в неделю. Тогда 1 урок посвящен мифологии русского народа, а 2 урок  — фольклорное пение и подготовка обрядовых программ.

1 четверть

Теоретический материалМузыкальный материалКоличество часов
1.Повторение обрядовой программы «Красная Горка»Песни Костромской области: «Долина-долинушка», «В хороводе людей мало», «Восьмера», «Что в тебе колодец», «из-за леса, из-за рощи»3 ч.
2. Мифы русского народа – животворящая сила мифа; миф, ритуал и обряд; легенда и предание; миф и сказка; миф и былина.Песни – былины, исторические песни. Песни Костромской области5 ч.
3. Обобщение темы четверти 1 ч.

2 четверть

1. Мифы русского народа – мифическое время,мифология основных стихий мироздания – огонь, воздух, вода; древнерусский пантеон богов.Песни Костромского района.5 ч.
2. Исторический путь русской мифологии. 2 ч.
3. Обобщение темы четверти 1 ч.

3 четверть

1.Мифопоэтизированные герои, героини фольклора, женские и мужские божества в фольклоре.Песни Костромской области «Как под лесом», «Как по морю», «Василий – господин», «У ворот сосна зеленая»4 ч.
2. Продолжение знакомства с русским обрядовым календарем – святки –Коляда, Васильев день, гадания. Масленица – маскарады, лубочные комедии и игрища, олицетворение масленицы, прощеное воскресенье.Попевки «Калега, калега», «Королю – королюшке»,попевки «Масленка, масленка», «Уж ты масленица».4 ч.
3. Свадебные обряды и обычаи – свадебные песни и их значение.Ознакомление со свадебным обрядом Костромской области. Разучивание свадебных песен.2 ч.
4. Обобщение темы четверти 1 ч.

4 четверть

1.Продолжение знакомства с русской обрядностью – вербная неделя, Пасха, вьюнины, Радоница, Семик, Иван Купало, Ярило.Вьюнишные песни – «Ты позволь, позволь, хозяин», «Научить тебя, вьюница», «Молодая молодица»5 ч.
2. Подготовка и проведение показа русского обряда «Вьюнины» 2 ч.
3 Обобщение тем года. 1 ч.

Программа для 10 класса

«Традиционная народная культура и русский фольклор»

Цели и задачи курса –

— получение целостного представления об истории и национальной культуре России в целом и родного края в частности;

-формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа

-осмысление своего «Я» в великом целом «Мы»- народ, нация.

1 полугодие

Семейно-бытовые обряды

Содержание программного материалаПрактическая частьКоличество часов
1 Вводное занятие. Круг жизни человека.Повторение выученного музыкального материала.2 ч.
2. Родины – крестины. Младенчество, детство, отрочество.Колыбельные песни, пестушки, сказки.4 ч.
3. Девичество.Традиционные обычаи и обряды. Прикладное искусство – символика вышивки и одежды. Девичьи праздники. Экскурсия в музей-заповедник «Ипатьевский монастырь и беседа по теме «Народный костюм»Семикские песни – «В чистых полях», «Совью я вьюн»2 ч.
4.Свадьба – главное событие в жизни человека. Сватовство, сговор. Девичник – канун, вечорка. Плач невесты. Свадебный поезд. Дары. Свадебный пир. Женщина – мать как символ продолжения рода, плодородия земли.Разучивание свадебных песен «Ты прощай, прощай», «Молодка, молодка», «Дорогая в доме гостьюшка», величальные песни.8 ч.
5. Просмотр видеозаписей свадеб Костромской области – в исполнении фольклорных коллективов «Долинушка», «Венец» 3 ч.
6.Похороны. Погребение. Родительские дни. Традиционные обычаи и обряды.Знакомство с текстами плачей, причетов.4 ч.
7. Народная философия и педагогика. Человек – дитя природы.Принципы и методы народной педагогики.  Мировоззрение человека – синтез язычества и христианства. Символика круга. Трехмерность мира.Продолжение работы над фольклорной программой «Русская свадьба»7 ч.
8. Обобщение тем четверти 2 ч.

2 полугодие

Народный и православный календарь

Содержание материала      Практическая частьКоличество часов
Круг светлых дней. Общие сведения о календаре. Календарь – способ счисления дней в году.Повторение календарных песен и попевок.2 ч.
2.Характеристика дней и месяцев в году. Тесная связь трудовой деятельности человека с природой.Продолжение работы над свадебным обрядом. Свадебные игры.4 ч.
3.Сравнение народного и православного календаря. Рождество, Сретенье, Благовещенье, вербное воскресенье, Пасха, Вознесение, Троица, Преображение, Успение, Воздвиженье, Введение во храм Посты, Спасы..Продолжение работы над музыкальным материалом.12 ч.
4. Народные календарные праздники. Праздники на селе. 10 ч.
5. Символика русской сказки. Символика звездного неба. Символика деревьев. Символика цвета. 4 ч.
6. Символика жилища. 2 ч.
7. Язык русской деревни. Итоговое занятие.Показ обрядовой программы «Свадьба Костромской области»2 ч.

Программа для 11 класса

«Славянская мифология»

«Русский фольклор в песенных и танцевальных образах»

Славяне…история славян полна чудес и загадок. Верно ли, что во время великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии? Каков был их язык, из которого вырос шумный сад говоров и наречий?

Негромкие отголоски доносятся до нас из языческих далей, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир славянской мифологии.

Программма открывает удивительный, почти неизведанный , чудесный мир тех верований, которым всецело предавались наши предки-славяне. Понятие «мифология» понимается довольно широко: не только имена богов и героев, но и чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина – заговорная сила слова, волшебная сила трав и камней, понятие о небесных светилах, явлениях природы.

Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Они родственны людям, призваны исполнять их чаяния. Мир славянских богов был величавым – и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытиём. Поэтому не могла душа народная, обратившись к православию, отрешиться от древних поэтических верований. Куда деваться от собственной души? Отсюда – двоемирие, в котором будет жить славянин, двоемирие, которое никогда не было враждебно светлой Христовой религии.

Хочется вместе с детьми заглянуть в глубь верований наших предков, чтобы лучше понять себя, современную жизнь, современные музыкальные традиции.

1 полугодие

Содержание программного матириалаПрактическая частьКоличество часов
1. Вводное занятие ( кто выстрелит в прошлое из пистолета?) 1 ч.
2. Мировое древо – от вершины к корням (о земном устроении, Мать – Земля и Отец – Небо, темные боги) 2 ч.
3. Мир человека – между своим и чужим (домовой, банник, леший, водяной) 2 ч.
4. Хлеб – всему голова. Истоки гостеприимства.Экскурсия в музей заповедник2 ч.
5.Человеческая жизнь – границы во времени.Повторение свадебного обряда2 ч.
6. Человеческое имя. 2 ч.
7. Мой род – моя крепость (большая семья, в едином хлебе). Степени родства 4 ч.

2 полугодие

1. Поселение (рождение городов, посад и Кремль, село, погост, слобода)Экскурсия2 ч.
2. Жилище ( изба, будка, хоромы: места добрые и недобрые) 2 ч.
3. Одежда ( одежа, риза, порты, обувь, головной убор) 2 ч.
4.Украшения ( обереги, перстни, браслеты) Женщина и космос 3 ч.
5. Игры русского народа – обобщение темы..«Селезень утку догонял», «Подушечка», поцелуйные игры3 ч.
6. Древняя религия славян. Звездный путь. 3 ч.
7. Обобщение курсаОтчетный концерт по мотивам русского фольклора2 ч.
   

Литература.

  1. «Наши традиции» М 1996 г.
  2. Шуклин «Мифы русского народа» Екатеринбург 1995г.
  3. Семенова «Мы – славяне» «Азбука» С-П 1998г.
  4. «Энциклопедия славянской мифологии» «Астрель» 1996г.
  5. Забылин «Русский народ: его обычаи, обряды» М.1880г.
  6. «Энциклопедия народной мудрости» С-П 1997г.
  7. Морозов «Женитьба добра молодца» М.1998г.
  8. «Язык русской деревни» М.1994г.
  9. Пигилова программа «Традиционная народная культура»
  10. Некрылова «Круглый год» М. 1991г.