Народный обрядовый календарь
Программа для 8 класса
Программа является адаптированной к целям и задачам школы. Курс рассчитан на 34 ч.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново. Это, в первую очередь, относится к нашему прошлому. Что заботило, тревожило, радовало крестьянина, чем он занимался, как трудился, о чем мечтал, рассказывал и пел, что передавал своим детям и внукам?
Календари создавались в разных уголках земли. Славяне не были исключением. Иистари основным занятием русских людей было земледелеи, поэтому культура, масса праздников и обрядов носили земледельческий характер.
Календарь русского крестьянина представлял собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы жизни.
Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года. Крестьянину нужно было, в первую очередь, заботится об урожае, о здоровье семьи и скота, о передаче опыта подрастающему поколению, и все это в буднях и праздниках подчинялось этой главной цели.
Полная зависимость от природы заставила земледельца изучать окружающий мир, примечать «подробности случайностей природы». Это вылилось в целый свод правил, примет, наблюдений.
Народный календарь сохранил языческий взгляд на природу, когда в ней все одухотворено, наделено жизненной силой. Земледелец был уверен, что особой силой воздействия на природу и человека является слово. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой.
Народный месяцеслов дает прекрасную возможность увидеть, услышать, почувствовать всю красоту и емкость фольклорного слова.
Народный праздник всегда имеет глубокий смысл, это проявление форм и видов культуры. Земледельческий праздник давал ощущение полного слияния с природой, утверждал власть человека над ней.
Хочется прожитьс детьми год по народному календарю, глубже заглянуть в обычаи, традации, жизнь наших предков.
1 четверть
Лето-осень
Содержание программного материала | Клячевые понятия. Дополнительный материал. | Количество часов |
1. Устный народный календарь( провторяемость циклов, связанных с с-х работами). 4 времени года, плавность их перехода. | Древние названия месяцев. Пословицы, поговорки о временах года. | 2 ч. |
2. Август – жнивень, разносол. Мокрида. Ильин день. Спасы. | Древнее языческое происхождение календарных обрядов. Поговорки, приметы, жнивные песни. | 2 ч. |
3.Осень. Сентябрь – хмурень, ревун. Дожинки. Семен-летопроводец. | Жнивные песни. Приметы, обычаи, поговорки. | 1 ч. |
4. Сентябрь. Осенины. Оспожинки. День осеннего равноденствия. | Обрядовые песни. | 1 ч. |
5. Октябрь – лиспопад, свадебник. Праздник Покрова. Ярмарки. Параскева Пятница. | Свадебные песни. «Бояре», «Ты прощай, прощай, наша подруженька». | 2 ч. |
2 четверть
Осень-зима
Содержание программного материала | Клячевые понятия. Практическая часть | Количество часов |
1 Ноябрь-листогной, полузимник. Зимняя Казанская. Дмитровская неделя. Параскева-льняница. Кузьминки. Посиделки. | Характеристика осенних и зимних месяцев. Тесная связь трудовой деятельности с природой. Сравнение народного календаря с нашим временем. Загадки, пословицы, поговорки, приметы осенних и зимних дней. Игры «Подушечка», Царевич», свадебные песни. | 3 ч. |
2 Декабрь – студень. Введение. Ярмарки. Юрьев день. Наум – грамотник. Микола зимний. Спиридон – солнцеворот. | Лирические песни – ознакомление. Игры. | 3 ч. |
3. Обобщение темы полугодия. | 1 ч. |
3 четверть
Зима – весна
Содержание программного материала | Ключевые понятия. Дополнительный материал | Количество часов |
1. Январь – перелом зимы. Новый год. Святки. Рождество. Крещенье. Татьянин день. Афанасий- ломонос. | Характеристика зимних и весенних месяцев и дней года. Народные календарные праздники. Колядки. Обряд посевания. Небывальщины, скоморошины. Ряженые. Обряд колядования. «Королю – королюшке», «Как проть нашего двора» — разучивание. Пословицы, поговорки, загадки. Обряд гадания. | 3 ч. |
2. Февраль – снежень, бокогрей. Тимофей – полузимник. Ефрем Сирин. Сретенье. Вукола – телятник. Власий – скотий бог. Касьян. Праздник Масленицы. | 3 ч. | |
3. Март – протальник. Маремьяна Кикимора. Тимофей – весновей. Авдотья – плющиха. Герасим – грачевник. Сороки. | Весенние заклички. Народные весенние праздники. «Жаворонки прилетите», «Кулик, жаворонок» — разучивание. Загадки, поговорки, пословицы о весне. | 3 ч. |
4. Обобщение темы четверти |
4 четверть
Весна – лето
1.Апрель – снегогон, зажги снега. Благовещенье. Иосиф песнопевец. Арина – рассадница. Красная Горка. Зосима – пчельник. | Характеристика весенних и летних месяцев и дней в году. Народные весенние и летние праздники. Пословицы, поговорки, загадки о весне, приметы весны. | 2 ч. |
2. Май – травник. Егорьев день. Обряд первого выгона скота. Борис и Глеб – соловьиный праздник. Арина – рассадница. Иов – огуречник. Микола вешний. | 2 ч. | |
3. Июнь- хлеборост. Зеленые Святки. Троица. Фалалей – огуречник. Олена – льняница. Иванов день. Петр – солнцеворот. | Пословицы, поговорки загадки. Народные обрядовые летние праздники. | 1 ч. |
4. Июль – макушка лета. Зосима. Аграфена Купальница. Иван Купала. Петров день. Летние кузьминки. | Народные обрядовые игры – ознакомление. Купальские песни. | 1 ч. |
5. Обобщение тем года. | 1 ч. |
Программа для 9 класса
Создаваемый на протяжении веков музыкальный фольклор органично вписывается в современную жизнь. Включение в уроки музыки фольклора позволяет глубже познакомиться с жизнью предыдущих поколений, познать законы природы и жизни, лучше разобраться в современном течении жизни.
Обычаи, обряды, поверья – одна из первых звучащих страниц прошлого России. Именно с этими первыми проявлениями народного творчества пришло к людям искусство, выраженное в театрализованных действах, в поэтическом слове, в инструментальной музыке, в коллективном пении. Веря во всемогущество обрядов и заклинаний, человек искал в них защиту от злых стихийных сил, от бед напастей, мечтал об урожае и здоровье.
Мы вводим в программу календарно – обрядовые песни и связанные с ними традации.
Природа фольклора предполагает импровизационность, которая развивает фантазию подростка, художественно – образное, ассоциативное мышление, способствует гармоничному сочетанию интонационно – выразительного пения с движением. Народная песня расширяет представление о народном музыкально – поэтическом языке, помогает найти наиболее подходящие для её исполнения варианты.
Программа может быть рассчитана на 2 ч. в неделю. Тогда 1 урок посвящен мифологии русского народа, а 2 урок — фольклорное пение и подготовка обрядовых программ.
1 четверть
Теоретический материал | Музыкальный материал | Количество часов |
1.Повторение обрядовой программы «Красная Горка» | Песни Костромской области: «Долина-долинушка», «В хороводе людей мало», «Восьмера», «Что в тебе колодец», «из-за леса, из-за рощи» | 3 ч. |
2. Мифы русского народа – животворящая сила мифа; миф, ритуал и обряд; легенда и предание; миф и сказка; миф и былина. | Песни – былины, исторические песни. Песни Костромской области | 5 ч. |
3. Обобщение темы четверти | 1 ч. |
2 четверть
1. Мифы русского народа – мифическое время,мифология основных стихий мироздания – огонь, воздух, вода; древнерусский пантеон богов. | Песни Костромского района. | 5 ч. |
2. Исторический путь русской мифологии. | 2 ч. | |
3. Обобщение темы четверти | 1 ч. |
3 четверть
1.Мифопоэтизированные герои, героини фольклора, женские и мужские божества в фольклоре. | Песни Костромской области «Как под лесом», «Как по морю», «Василий – господин», «У ворот сосна зеленая» | 4 ч. |
2. Продолжение знакомства с русским обрядовым календарем – святки –Коляда, Васильев день, гадания. Масленица – маскарады, лубочные комедии и игрища, олицетворение масленицы, прощеное воскресенье. | Попевки «Калега, калега», «Королю – королюшке»,попевки «Масленка, масленка», «Уж ты масленица». | 4 ч. |
3. Свадебные обряды и обычаи – свадебные песни и их значение. | Ознакомление со свадебным обрядом Костромской области. Разучивание свадебных песен. | 2 ч. |
4. Обобщение темы четверти | 1 ч. |
4 четверть
1.Продолжение знакомства с русской обрядностью – вербная неделя, Пасха, вьюнины, Радоница, Семик, Иван Купало, Ярило. | Вьюнишные песни – «Ты позволь, позволь, хозяин», «Научить тебя, вьюница», «Молодая молодица» | 5 ч. |
2. Подготовка и проведение показа русского обряда «Вьюнины» | 2 ч. | |
3 Обобщение тем года. | 1 ч. |
Программа для 10 класса
«Традиционная народная культура и русский фольклор»
Цели и задачи курса –
— получение целостного представления об истории и национальной культуре России в целом и родного края в частности;
-формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа
-осмысление своего «Я» в великом целом «Мы»- народ, нация.
1 полугодие
Семейно-бытовые обряды
Содержание программного материала | Практическая часть | Количество часов |
1 Вводное занятие. Круг жизни человека. | Повторение выученного музыкального материала. | 2 ч. |
2. Родины – крестины. Младенчество, детство, отрочество. | Колыбельные песни, пестушки, сказки. | 4 ч. |
3. Девичество.Традиционные обычаи и обряды. Прикладное искусство – символика вышивки и одежды. Девичьи праздники. Экскурсия в музей-заповедник «Ипатьевский монастырь и беседа по теме «Народный костюм» | Семикские песни – «В чистых полях», «Совью я вьюн» | 2 ч. |
4.Свадьба – главное событие в жизни человека. Сватовство, сговор. Девичник – канун, вечорка. Плач невесты. Свадебный поезд. Дары. Свадебный пир. Женщина – мать как символ продолжения рода, плодородия земли. | Разучивание свадебных песен «Ты прощай, прощай», «Молодка, молодка», «Дорогая в доме гостьюшка», величальные песни. | 8 ч. |
5. Просмотр видеозаписей свадеб Костромской области – в исполнении фольклорных коллективов «Долинушка», «Венец» | 3 ч. | |
6.Похороны. Погребение. Родительские дни. Традиционные обычаи и обряды. | Знакомство с текстами плачей, причетов. | 4 ч. |
7. Народная философия и педагогика. Человек – дитя природы.Принципы и методы народной педагогики. Мировоззрение человека – синтез язычества и христианства. Символика круга. Трехмерность мира. | Продолжение работы над фольклорной программой «Русская свадьба» | 7 ч. |
8. Обобщение тем четверти | 2 ч. |
2 полугодие
Народный и православный календарь
Содержание материала | Практическая часть | Количество часов |
Круг светлых дней. Общие сведения о календаре. Календарь – способ счисления дней в году. | Повторение календарных песен и попевок. | 2 ч. |
2.Характеристика дней и месяцев в году. Тесная связь трудовой деятельности человека с природой. | Продолжение работы над свадебным обрядом. Свадебные игры. | 4 ч. |
3.Сравнение народного и православного календаря. Рождество, Сретенье, Благовещенье, вербное воскресенье, Пасха, Вознесение, Троица, Преображение, Успение, Воздвиженье, Введение во храм Посты, Спасы.. | Продолжение работы над музыкальным материалом. | 12 ч. |
4. Народные календарные праздники. Праздники на селе. | 10 ч. | |
5. Символика русской сказки. Символика звездного неба. Символика деревьев. Символика цвета. | 4 ч. | |
6. Символика жилища. | 2 ч. | |
7. Язык русской деревни. Итоговое занятие. | Показ обрядовой программы «Свадьба Костромской области» | 2 ч. |
Программа для 11 класса
«Славянская мифология»
«Русский фольклор в песенных и танцевальных образах»
Славяне…история славян полна чудес и загадок. Верно ли, что во время великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии? Каков был их язык, из которого вырос шумный сад говоров и наречий?
Негромкие отголоски доносятся до нас из языческих далей, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир славянской мифологии.
Программма открывает удивительный, почти неизведанный , чудесный мир тех верований, которым всецело предавались наши предки-славяне. Понятие «мифология» понимается довольно широко: не только имена богов и героев, но и чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина – заговорная сила слова, волшебная сила трав и камней, понятие о небесных светилах, явлениях природы.
Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Они родственны людям, призваны исполнять их чаяния. Мир славянских богов был величавым – и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытиём. Поэтому не могла душа народная, обратившись к православию, отрешиться от древних поэтических верований. Куда деваться от собственной души? Отсюда – двоемирие, в котором будет жить славянин, двоемирие, которое никогда не было враждебно светлой Христовой религии.
Хочется вместе с детьми заглянуть в глубь верований наших предков, чтобы лучше понять себя, современную жизнь, современные музыкальные традиции.
1 полугодие
Содержание программного матириала | Практическая часть | Количество часов |
1. Вводное занятие ( кто выстрелит в прошлое из пистолета?) | 1 ч. | |
2. Мировое древо – от вершины к корням (о земном устроении, Мать – Земля и Отец – Небо, темные боги) | 2 ч. | |
3. Мир человека – между своим и чужим (домовой, банник, леший, водяной) | 2 ч. | |
4. Хлеб – всему голова. Истоки гостеприимства. | Экскурсия в музей заповедник | 2 ч. |
5.Человеческая жизнь – границы во времени. | Повторение свадебного обряда | 2 ч. |
6. Человеческое имя. | 2 ч. | |
7. Мой род – моя крепость (большая семья, в едином хлебе). Степени родства | 4 ч. |
2 полугодие
1. Поселение (рождение городов, посад и Кремль, село, погост, слобода) | Экскурсия | 2 ч. |
2. Жилище ( изба, будка, хоромы: места добрые и недобрые) | 2 ч. | |
3. Одежда ( одежа, риза, порты, обувь, головной убор) | 2 ч. | |
4.Украшения ( обереги, перстни, браслеты) Женщина и космос | 3 ч. | |
5. Игры русского народа – обобщение темы.. | «Селезень утку догонял», «Подушечка», поцелуйные игры | 3 ч. |
6. Древняя религия славян. Звездный путь. | 3 ч. | |
7. Обобщение курса | Отчетный концерт по мотивам русского фольклора | 2 ч. |
Литература.
- «Наши традиции» М 1996 г.
- Шуклин «Мифы русского народа» Екатеринбург 1995г.
- Семенова «Мы – славяне» «Азбука» С-П 1998г.
- «Энциклопедия славянской мифологии» «Астрель» 1996г.
- Забылин «Русский народ: его обычаи, обряды» М.1880г.
- «Энциклопедия народной мудрости» С-П 1997г.
- Морозов «Женитьба добра молодца» М.1998г.
- «Язык русской деревни» М.1994г.
- Пигилова программа «Традиционная народная культура»
- Некрылова «Круглый год» М. 1991г.